(Статья опубликована в Народной газете от 1 июля 1918г., № 17, стр. 366-368)
Россия так богата дарами природы, так много сокровищ таят в себе её недра, что мы могли бы обходиться без ввоза к нам из-за границы очень многого; могли бы создать столь разнообразную промышленность, которой позавидовали бы многие передовые в промышленном отношении государства. Но покровительственная система, при которой пошлины и налоги играли роль, столь сокращающую инициативу (почин), и отчасти наша отсталость и непредприимчивость, привели к тому, что все имеющиеся у нас богатства остаются неиспользованными.
Владея этими колоссальными богатствами, мы бедны; владея могучими силами и миллионами людей, мы бессильны на мировом рынке и не в состоянии быть на нем заметной силой; много ещё нам нужно горького опыта и времени, пока, наконец, мы не сбросим свою пассивность (бездеятельность) и не возьмем от богатств нашей родины всё, что она может нам дать.
На эти мысли нас натолкнул следующий случай. В мае настоящего года заведующий промышленным отделом Союза Сибирских Маслодельных артелей В.З. Кутузов, вместе с заведующим Курганской испытательной лабораторией Б.В. Мурзаевым, провел обследование озера Медвежье (близь станции Петухово, Омская ж.д.), чтобы установить, не предоставляется ли возможной добыча из него поваренной соли.
Исследователи неожиданно обнаружили в озере ценные качества, которые имеют несомненно целебные свойства, и озеро таким образом может служит целебным курортом.
В 30-50 ти саженях от озера вытекает ряд ручейков, берега которых покрыты железистыми осадками размываемых ими пород всех цветов, начиная с светло-желтого цвета охры и кончая темно-бурым.
Вода, застоявшаяся в небольших заливчиках, покрыта темным нефтеобразным налетом и имеет сладковатый вкус.
Кое-где на берегах у самого озера находятся небольшие белые кучки, отложившейся довольно крупными и совершенно чистыми кристаллами соли, так называемой глауберовой или английской соли (серно-кислый натрий).
По рассказам местных крестьян, эта соль (по местному буза) выдувается зимой на берег из незамерзающего всю зиму озера, а весенним подъемом воды смывается обратно в озеро.
Ил озера содержит, как кажется сернистое железо и не вполне обуглившиеся органические (древесные) осадки; цвет имеет совершенно черный и отдает слабым сероводородным запахом, а летом, по рассказам жителей «курорта», этот ил в некоторых местах сильно пахнет йодом.
На середине озера находится шесть островов, соединенных узкими перешейками и занимающих площадь в 15-20 квадратных верст.
Они прорезаны глубокими оврагами, и берега их местами круто обрываются к озеру. Острова покрыты великолепным лесом, а один из островов покрыт кустами вишни, но кусты эти и бывшие посадки сосен на нем истоптаны и обглоданы пущенным сюда скотом.
На других островах растительность сохранилась и поражает своим богатством. Леса местами так густы и растений так много, сто нельзя пройти.
В них растут вековые сосны, осина, береза, вишня, малина, черемуха, калина, клубника, земляника, смородина и даже липа, очевидно попавшая сюда случайно, так как липы нет на сотни верст кругом, и местные жители не имеют о ней понятия.
На островах следы зайцев, есть лисицы и даже волки. Много птицы.
На берегу озера расположен, так называемый «курорт», состоящий из ряда незатейливых деревянных построек барачного типа; при них устроена «ванная» с кирпичными очагами для согревания воды и деревянными ваннами, где больные берут грязевые ванны и пруд с пресной водой. Все это имеет характер запущенности и небрежности.
На «курорт» ежегодно приезжают до 200 и более больных не только из близлежащих местностей, но и из Европейской России.
Местные крестьяне приводят целый ряд случаев исцеления этих больных, пользовавшихся купанием в озере.
Но, так как систематического лечения на «курорте» не производится, доктора нет, санитарные условия не важные, природные богатства озера остаются неиспользованными, то «курорт» поэтому не дает и сотой доли того, что мог бы дать при надлежащей постановке дела и благодаря свойствам воды и ила.
Посетивший озеро В.З.Кутузов заканчивает свои впечатления от озера такими словами: «Мы выехали из этих благодатных мест и долго ещё говорили о том будущем озера, какое оно может получить, если бы за дело это кто-либо взялся. Здесь могли бы создаться больницы, ванные и проч., чем так богата современная культура, чего так не хватает России и что гнало и будет ещё долго гнать нас для лечения и отдыха за границу и что, наконец, здесь в глуши может быть в сотни раз лучшее и более ценное, но никому неведомое и заброшенное пропадает. Хочется верить, что настанет скоро то время, когда наши родные богатства будут использованы нами в полной мере и те из них, которые обладают столь ценными целительными свойствами, оздоровят всех, кто нуждается в их помощи, не знает о них.
Хочется верить, что явится и сюда наконец русская культура и пробудет к жизни эту забытую, неведомую людям сторону. Мы же, покидая озеро, только могли желать этого.